pokrovitelptiz (pokrovitelptiz) wrote,
pokrovitelptiz
pokrovitelptiz

Category:

"На последнем дыхании" Жан-Люка Годара



Это очень стильный фильм - даже если судить с позиции нашего времени. Нет ничего удивительного в том, что Жан-Люк Годар стал законодателем определённой "моды" в мировом синема, до сих пор его фильм сильно влияет на творчество кинорежиссёров.
Это - штучный товар.
Можно стилизовать свою картину под Годара, но приблизиться к мастерству "На последнем дыхании" очень сложно. Необходимо нащупать годаровский ритм и этот ритм необходимо выдержать полтора часа экранного времени. Проблема ещё в том, что это картина о Париже. Сюжет в фильме - нечто второстепенное (это не значит, что картина могла быть теоретически "бессюжетной", без коллизии, совсем нет). Сценарий, условно говоря, писался "на коленке" и, как ни странно, фильм от этого выигрывает. Действие фильма разворачивается на парижских улицах, герои удивительно естественны, будто играют сами себя (главные роли сыграли Жан-Поль Бельмондо и Джин Сиберг). Отсутствие первоначального сценария позволяет импровизировать как актёрам, так и авторам "На последнем дыхании". Игра слов, игра смыслов, игра жестов - это восхитительно, это впечатляет. "На последнем дыхании" я бы пересмотрел со своей подругой каким-нибудь летним утром перед тем, как отправиться в центр города или улететь в Париж... да...

"На последнем дыхании" (1960) - это ещё попытка запечатлеть время. Настроение Парижа середины 20 века. Годару это удалось настолько, что его фильм стал неким эталоном, на который оглядывались впоследствии другие режиссёры, снимая своё кино о большом городе и эпохе.

Авантюрист в исполнении Жан-Поля Бельмондо лёгок в движении, как боксёр (боксёрская выучка видна в походке и жестах автоугонщика). Его жизнь - танец мотылька, если говорить о бытии ловкача-стюарта, решившего, что он не будет жить жизнью обычного трудяги-парижанина.
"Я постоянно думаю о смерти..."
Да, но если Мишель и думает о смерти, то лишь в том смысле, что он летит на неё, как мотылёк на пламя, а потом изворачивается от её объятий.
У него нет цели в жизни. Он хочет покинуть Францию - в Париже его преследует полиция. Но уехать из Франции он хочет с юной американкой, собирающейся поступить в Сорбонну. С ней, только с ней - не один. Хотя, на самом деле, ему она безразлична. Она - лишь повод для того, чтобы сыграть ещё один раунд со смертью. Это ведь потешно, это обостряет мировосприятие...
"На последнем дыхании" - это о бегстве от смерти.
Главный герой видит в неподвижности СМЕРТЬ. Он не может остановиться. Ему необходимо бежать и бежать. Диалоги между героями выстроены так, что они тоже иллюстрируют бег этого симпатичного авантюриста.
ПРОЧЬ ОТ МИРА ОБЫВАТЕЛЕЙ!

Любопытно, что Годар делает отсылку к жанру "нуар". Мишель уподобляет себя героям "чёрных историй", он легко преодолевает этические границы, для него святое - это его свобода.
Жизнь - это свобода. Без каких-либо общепринятых ограничений. В реальном мире не следует жить иллюзиями. Иллюзии вредны для хорошего самочувствия.
Реально только одно - ты вынужден БЕЖАТЬ, иначе тебя настигнет СМЕРТЬ.

Tags: кино
Subscribe

  • "Не дыши" и "Не дыши 2"

    "Не дыши" - кинохит 2016 года (охохоюшки! как мне памятен 2016-й...), снятый молодым уругвайским режиссёром Федерико Альваресем. Альварес известен…

  • "Тихое место" Джона Красински

    "Тихое место" (2018) Джона Красински (он и режиссёр этого фильма, и продюсер, и сценарист, и плюс ко всему сыграл главную роль отца семейства) -…

  • "Сид и Нэнси" Алекса Кокса

    "Сид и Нэнси" (1986) Алекса Кокса - довольно известный фильм о саморазрушении. И популярность картины, на мой взгляд, обусловлена вовсе не тем,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments